Программа по общекультурному направлению
“В мире танцев”
Музыкальное искусство формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности.
Важно научить каждого ребенка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.
Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. К шести годам они умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении, слышат вступление, легко различают двух-, трехчастную форму произведения; отмечают в движении изменение динамики , темпа, чередование музыкальных фраз, выделяют сильную долю такта; с большим интересом и желанием откликаются на творческие задания (танцевальные и игровые), проявляя самостоятельность, инициативу и творческую активность.
У детей достаточно развиты двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать, легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях, скакать с ноги к ногу, самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его, двигаться по кругу парами, сохраняя расстояние между парами, выполняя различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного характера. Хореография как вид искусства включает в себя физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Учебный материал сгруппирован по степени возрастающей сложности. Учитывая возраст ребенка и его неспособность длительное время концентрировать свое внимание на одном предмете, занятия в первом классе рекомендуется проводить на середине зала, в форме игры, апеллируя к творческому сознанию ребенка через образы природных явлений. Учителю важно учитывать равновесие между дисциплиной на уроке и раскрепощённостью детей, добиваясь точности исполнения танцевальных шагов и свободой выразительности.
Перед знакомством с каждой народностью надо дать небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая о его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.
Занятия призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
Хореография включает в себя изучение нескольких предметов.
Рассмотрим основные.
1. Классический танец;
Классический танец несомненно является основным элементом хореографии.
2. Народно – сценический танец.
Изучение этой дисциплины предполагает знакомство с созданием хореографического образа на сцене.
3. Историко-бытовой танец.
Историко-бытовой танец это отдельная дисциплина, но она сильно связана с остальными видами танца. Он позволяет осуществить знакомство с манерами и стилями других времен, узнать чувство позы и координации движения.
4. Музыкальная литература.
Курс музыкальная литература включает в себя изучение самой музыки в целом, её форм и жанров. Музыкальная литература рассказывает о многообразном мире музыкальных понятий и знаний.
В процессе обучения не только формируются представления о хореографии, но появляется понимание элементов общечеловеческой культуры: самоконтроль, культурное поведение, ответственность и трудолюбие.
Задачи по музыкально-ритмической деятельности:
Учить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука), регистрами (выше, ниже в пределах
Одного регистра), ускорять и замедлять движение, отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать движение после вступления».
Добиваться, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными. У ребенка необходимо выработать активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линии, которая заложена в характере программной музыки.
Продолжить работу по слушанию музыки, закреплять понятие о трех китах основных жанрах музыки (песня- танец- марш)- « три кита». Д.Б.Кабалевский писал: «Подробно тому, как фундамент связывает дом с землей, с почвой, на которой он держится, песня, танец и марш связывают все богатейшее многообразно развитое здание музыки с огромными массами людей, с народной почвой».
Развивать способность детей самостоятельно определить музыку танца и подобрать соответствующий характер движений (польки, вальса и пляски), услышать национальные интонации народных плясок и использовать элементы народных танцев в своих импровизациях.
Значительно расширять объем упражнений, особенно гимнастических и танцевальных. Наиболее сложными из них являются движения рук. Следует тщательно работать над мягкостью, плавностью и выразительностью движений . С этой целью надо чаще делать упражнения, способствующие расслаблению мышц рук. К сложным движениям относятся также боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, многие элементы национальных народных плясок.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения усваиваются на музыкальных занятиях (Фронтальных и индивидуальных).
Фронтальные занятия проводятся 1 час в неделю продолжительностью - не более 30 минут. Музыкально-ритмической деятельности на этих занятиях отводится 12-15 минут. Сюда включаются различные задания: 1) музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения; 2) пляски (парные, народные, тематические); 3) игры ( сюжетные, несюжетные, с пением, музыкально-дидактические), 4) хороводы; 5) построения, перестроения; 6) праздничные упражнения с предметами ( шарами, лентами, цветами, флажками); 7) задания на танцевальные и игровое творчество.
Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального восприятия, и в частности музыкально -ритмической деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка откроет для ребенка богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.
Содержание программы
1. Введение в мир хореографии . Мир танца- волшебный мир (2 ч.)
Источник: https://gabdrafikova.ucoz.net/v_mire_tancev.docx |