Программа по общеинтеллектуальному направлению
«Прикосновение»
Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом.
Программа внеклассного занятия «Прикосновение» состоит из двух разделов: «Печатные техники», «Изобразительное творчество». В процессе реализации Iраздела программы дети познакомятся с основными печатными графическими техниками, не требующими специального оборудования. Такими техниками являются следующие: монотипия, акватипия, диатипия, печать с картонного клише, печать губкой, печать заданной формой.
Все вышеназванные техники печати предполагают два отправных момента — нанесение краски на форму и перенос ее на чистый лист посредством прикосновения к нему рукой или специальным валиком.
Второй раздел программы предполагает научить детей рисовать различными техниками и художественными материалами.
Целью программы является развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения различных техник.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Задачи:
- обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
- развитие художественно-творческих, индивидуально-выраженных способностей личности ребенка;
- воспитание нравственных качеств личности воспитанника, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи — это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Опыт работы с детьми по данной программе показал, что в процессе освоения печатных техник обогащается эмоциональная сфера детей, в основе которой лежит ожидание неизвестного эффекта от прикосновения к поверхности бумаги того или иного материала, той или иной формы.
Процесс получения оттисков от растений, кружева, ткани, других материалов различных форм вызывает удивление, восхищение детей, обогащение их чувств, что обусловливает стремление к постижению новых приемов творческой деятельности, к созданию выразительных образов.
В процессе изобразительного творчества ребенок изучает цвета, учится как работать с красками и кистью. Как много таит в себе магическое слово «цвет»! Вся палитра мира заключается в нем. Чем отличается грозовое небо от ясного? Летняя листва от осенней? Как передать пространство и наполнить картину воздухом?.. Вот сколько вопросов! А ответ один – цветом.
Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми более старшего и младшего возраста, что, в свою очередь, будет способствовать формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти на помощь и т. д.
Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей печатным техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов и цветов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.
Практические методы, включающие ряд упражнений, экспериментирование с печатными и художественными материалами, обеспечат формирование увлеченности изобразительной и графический работой и в целом всем процессом творческой деятельности.
Многие дети будут впервые знакомиться с печатными техниками и воспринимать выразительные эффекты от прикосновения к бумаге растений и других материалов, кроме того, по началу ребенок пользуется лишь одним оттенком какой-либо краски. Однако их взгляд на окружающие предметы станет более пристальным, нацеленным на возможность творческого использования различных материалов что обусловит проявление интереса к художественно-творческой деятельности.
Содержание учебных тем
1 раздел. «Печатные техники»
1. Монотипия. 4 ч
Занятие 1-2 Создание образов насекомых, животных, растений
Этапы работы
- Лист бумаги размером в две ладони согнуть пополам.
- На одной из сторон сложенного листа расположить густы капли туши или гуаши нескольких цветов. Возможно использование гуашевых белил.
- Другой стороной листа накрыть пятна и слегка прикоснуться к бумаге ладонью.
- Развернуть лист. Рассматривая цветовые пятна со всех сторон, постараться найти в их сочетании образ.
- Дополнить, уточнить тонкой кистью увиденный образ необходимыми элементами.
Материалы: бумага, гуашь, цветная тушь, тонкие кисти.
Занятие 3-4 Создание сюжетной композиции на свободную тему
Этапы работы
1.На листе бумаги карандашом сделать рисунок.
- Подготовить стекло или пластину для печатания. Для этого нанести на них небольшое количество краски.
- Быстрыми движениями с помощью фотовалика раскатать краску по стеклу или пластине.
- Положить на влажное от краски стекло подготовленный рисунок изображением вверх.
5.Шариковой ручкой обвести контур рисунка.
- Снять лист с изображением со стекла, просушить его на
ровной поверхности.
Материалы: пластина из пластмассы или стекла размером в лист писчей бумаги (формат А-4); бумага белая или слегка тонированная, лучше фактурная, пористая; масляная краска коричневого или черного цвета; фотографический валик; шариковая ручка или палочка для продавливания (обводки) изображения.
Источник: https://gabdrafikova.ucoz.net/prikosnovenie.docx |